Новости
Наука
09.12.2020
В БГУИР обсудили развитие молодежной науки и инновационной деятельности
В университете была организована диалоговая площадка "Правовые аспекты регулирования законодательства в области молодежной науки и инновационной деятельности".
Модератором дискуссии выступил заместитель начальника научно-исследовательской части Виктор Стемпицкий. В обсуждении проблем университетской молодежной науки и путей их решения участвовали проректор по научной работе Анатолий Осипов, начальник отдела маркетинга и научных коммуникаций Людмила Шичко, председатель Совета молодых ученых Ольга Бойправ, а также преподаватели и научные сотрудники университета.
"Сейчас, когда мы входим в новое пятилетие, осуществляется активный поиск перспективных направлений развития науки и техники в Республике Беларусь. Движущей силой и генератором идей этого прогресса должна выступить молодежь, которая через пять-десять лет будет занимать ведущие позиции в обществе, а также будет обладать достаточным опытом в области реализации задач различной сложности, - отметил Виктор Стемпицкий в начале встречи. - Сегодня важно усилить вовлеченность молодых людей в процессы, связанные с развитием науки и инновационной деятельности. И, прежде всего, нужно ответить на два вопроса: что необходимо для повышения эффективности развития и как преодолеть имеющиеся барьеры?"
Модератором дискуссии выступил заместитель начальника научно-исследовательской части Виктор Стемпицкий. В обсуждении проблем университетской молодежной науки и путей их решения участвовали проректор по научной работе Анатолий Осипов, начальник отдела маркетинга и научных коммуникаций Людмила Шичко, председатель Совета молодых ученых Ольга Бойправ, а также преподаватели и научные сотрудники университета.
"Сейчас, когда мы входим в новое пятилетие, осуществляется активный поиск перспективных направлений развития науки и техники в Республике Беларусь. Движущей силой и генератором идей этого прогресса должна выступить молодежь, которая через пять-десять лет будет занимать ведущие позиции в обществе, а также будет обладать достаточным опытом в области реализации задач различной сложности, - отметил Виктор Стемпицкий в начале встречи. - Сегодня важно усилить вовлеченность молодых людей в процессы, связанные с развитием науки и инновационной деятельности. И, прежде всего, нужно ответить на два вопроса: что необходимо для повышения эффективности развития и как преодолеть имеющиеся барьеры?"
Во время дискуссии были отмечены некоторые тенденции в системе высшего и послевузовского образования. Одной из первых назвали невысокую эффективность работы научных школ по ряду фундаментальных и прикладных направлений. Следствие этого - ограниченный резерв кадров в среде исследователей и научных работников, способных генерировать и воплощать идеи в научных проектах, коммерциализации которых зачастую препятствует частичное отсутствие практики лицензирования, экспертизы сопровождения и продвижения на рынок результатов интеллектуальной деятельности.
Участники мероприятия обсудили также вопросы подготовки научных кадров. Была отмечена излишняя зарегламентированность процессов разработки учебных планов и программ, что особенно критично для второй ступени высшего образования. По мнению участников, ограниченность выбора учебных дисциплин приводит к недостаточному пониманию предметной области и, как следствие, отсутствию практического опыта.
В ходе обсуждения было отмечено и недостаточное развитие механизмов стимулирования научных сотрудников, в частности, относительно невысокое материальное вознаграждение, проблемы с обеспечением жильем.
Участники мероприятия обсудили также вопросы подготовки научных кадров. Была отмечена излишняя зарегламентированность процессов разработки учебных планов и программ, что особенно критично для второй ступени высшего образования. По мнению участников, ограниченность выбора учебных дисциплин приводит к недостаточному пониманию предметной области и, как следствие, отсутствию практического опыта.
В ходе обсуждения было отмечено и недостаточное развитие механизмов стимулирования научных сотрудников, в частности, относительно невысокое материальное вознаграждение, проблемы с обеспечением жильем.
Перечисленные тенденции влияют на решение молодых специалистов продолжать или не продолжать учебу в магистратуре и аспирантуре с тем, чтобы в будущем стать ученым, работать преподавателем. Проанализировав озвученные проблемы, присутствующие сформулировали ряд предложений по повышению качества подготовки инженерных и научных кадров.
В первую очередь необходимо уделить внимание популяризации науки среди молодежи и обеспечить раннюю интеграцию научных компонентов в учебный процесс с учетом специфики каждой специальности.
Для молодых ученых со степенью было предложено ввести "исследовательский семестр", который предназначен для прохождения стажировок в ведущих мировых научно-исследовательских центрах. Также следует обеспечить возможность молодым преподавателям проходить долгосрочные стажировки с предоставлением перерыва в преподавательской и научной деятельности с гарантией сохранения места работы.
Важным предложением стало гарантированное (до 3 лет) финансирование научных исследований молодых ученых с объективной системой оценки достигнутых результатов. Ведь недостаток материальных средств, выделяемых на исследовательскую деятельность, - одна из причин, по которой молодые специалисты между научными исследованиями и работой в компании выбирают второе.
Присутствующие пришли к мнению, что жилищно-бытовые вопросы должны решаться на государственном уровне. При проектировании и строительстве общежитий необходимо учитывать потребности в жилье не только обучающихся, но и молодых ученых и преподавателей. Также можно обеспечить частичную компенсацию затрат сотрудников по договорам найма жилых помещений.
Все предложения от БГУИР по развитию молодежной науки были доведены до администрации Советского района Минска.
В первую очередь необходимо уделить внимание популяризации науки среди молодежи и обеспечить раннюю интеграцию научных компонентов в учебный процесс с учетом специфики каждой специальности.
Для молодых ученых со степенью было предложено ввести "исследовательский семестр", который предназначен для прохождения стажировок в ведущих мировых научно-исследовательских центрах. Также следует обеспечить возможность молодым преподавателям проходить долгосрочные стажировки с предоставлением перерыва в преподавательской и научной деятельности с гарантией сохранения места работы.
Важным предложением стало гарантированное (до 3 лет) финансирование научных исследований молодых ученых с объективной системой оценки достигнутых результатов. Ведь недостаток материальных средств, выделяемых на исследовательскую деятельность, - одна из причин, по которой молодые специалисты между научными исследованиями и работой в компании выбирают второе.
Присутствующие пришли к мнению, что жилищно-бытовые вопросы должны решаться на государственном уровне. При проектировании и строительстве общежитий необходимо учитывать потребности в жилье не только обучающихся, но и молодых ученых и преподавателей. Также можно обеспечить частичную компенсацию затрат сотрудников по договорам найма жилых помещений.
Все предложения от БГУИР по развитию молодежной науки были доведены до администрации Советского района Минска.
Подготовлено пресс-службой БГУИР
Фото: Максим Максак, пресс-служба БГУИР