Кафедра иностранных языков.
История кафедры
Далёкий 1964 год. Знаменательная дата - рождение МРТИ. Новые здания, новые люди, новые кафедры, коллективы. Сколько энтузиазма и стремления обучать и научать молодых людей, ставших студентами нового вуза!
Становление кафедры иностранных языков также относится к тому периоду. Одиннадцать преподавателей, в основном молодых, составляли штат кафедры. Заведующим кафедрой был кандидат филологических наук, доцент А.П. Шлопак. Преподавание иностранных языков в то время велось в течение четырёх лет. На 3-4-х курсах студентов учили преимущественно работать с научно-технической литературой; студенты при этом часто делали переводы научных статей по заказам специальных кафедр. Коллективом кафедры готовились учебные пособия, проводились открытые занятия, студенческие научные конференции, олимпиады по иностранным языкам, работали кружки иностранных языков, которые пользовались у студентов огромной популярностью.
Процесс совершенствования всей деятельности кафедры продолжила старший преподаватель Н.И. Шавель, которая в 1967 году была избрана на должность заведующей. По её инициативе при кафедре создаётся первый в городе Минске лингафонный кабинет, который в то время был большим подспорьем в организации самостоятельной работы студентов. Об использовании современных технологий в преподавании иностранных языков тогда еще и речь не шла, поэтому лингафонный кабинет был гордостью кафедры, её «изюминкой», новинкой того периода. Шаг за шагом кафедра проходила этапы своего развития.
Обучая студентов, преподаватели кафедры работали над совершенствованием своего педагогического мастерства - учились на курсах повышения квалификации, проходили стажировки (в том числе и за рубежом), сдавали кандидатские экзамены, защищали диссертации. В 1979 году кафедру возглавила кандидат педагогических наук, доцент Е.П. Тарасова. Преподаватели кафедры продолжили процесс создания необходимой научной и учебно-методической базы для успешного проведения учебного процесса. Под её руководством коллективом кафедры в 1983 году было подготовлено и издано в издательстве «Вышэйшая школа» учебное пособие «Английский язык для студентов радиотехнических специальностей». Работу над подготовкой и изданием учебного пособия по немецкому языку возглавила кандидат педагогических наук, доцент О.М. Зюзенкова. В 1986 году в издательстве «Вышэйшая школа» было издано учебное пособие «Немецкий язык для студентов радиотехнических специальностей». В 1988 году под её руководством и непосредственном участии было подготовлено и издано также в издательстве «Вышэйшая школа» учебное пособие «Немецкий язык для студентов радиотехнических специальностей» (обучение чтению и пониманию научно-технической литературы).
В 1985 году на должность заведующей кафедрой избирается кандидат филологических наук, доцент Шелягова Тамара Григорьевна.
Т.Г. Шелягова работает на кафедре с февраля 1983 года, преподаёт английский язык студентам, магистрантам, аспирантам. В качестве заведующей кафедрой уделяет большое внимание развитию кафедры, внедрению в учебный процесс новейших достижений в области преподавания иностранных языков. Инициирует внедрение в учебный процесс интенсивных методов обучения - эмоционально-смысловой метод И.Ю.Шехтера, метод активизации резервных возможностей личности Г.А. Китайгородской, метод ускоренного обучения чтению научно-технической литературы В.В. Милашевича.
Курсы на основе интенсивных методов пользовались огромной популярностью у студентов, так как являлись удачным дополнением традиционной системы обучения, существенно расширяли языковой кругозор студентов и обеспечивали хорошую основу для дальнейшего изучения иностранных языков. Процесс обучения по интенсивным методикам предполагал наличие соответствующей технической базы, и, таким образом, была создана лаборатория интенсивных методов обучения иностранным языкам с новейшим на тот период техническим оснащением.
Для успешной работы по интенсивным методикам ряд преподавателей кафедры (Н.Ф. Смольская, Н.П. Сержан, А.В. Ваяхина, Т.М. Имбро, В.Н. Винокурова, Л.А. Триглебова и др.) во главе с заведующей кафедрой Т.Г. Шеляговой прошли курсы обучения у авторов методик (И.Ю. Шехтер, Г.А. Китайгорододская) в г.Москва, г.Таллин, внедряя данные методы в учебный процесс, привлекая к участию в такого рода учебной деятельности многих преподавателей кафедры, открытых для творческого поиска.
Шло время, увеличивался набор студентов, и численность кафедры превысила 60 человек. В 1989 году кафедра делится на две - кафедру иностранных языков N1 и N2. Кафедру иностранных языков N1 возглавила Т.Г. Шелягова. Сохраняя и развивая накопленный опыт, преподаватели кафедры активно участвуют в научно-методических конференциях, семинарах, проходят стажировки в ведущих вузах страны, а также за рубежом. На базе кафедры в 1991 году проводится Республиканская научно-методическая конференция «Интенсивные методы обучения иностранным языкам», в которой приняли участие ведущие ученые в данной области знаний.
В 2005 году преподаватель кафедры С.И. Лягушевич защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата филологических наук «Метафорический перенос в образовании терминов электроники в современном французском и английском языках». В 2009 году преподаватель кафедры С.А.Маталыга успешно защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук «Формирование грамматических навыков чтения на основе развития механизма антиципации». В 2010 году преподавателем кафедры Л.И.Нестеровой была защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук «Формирование ключевых компетенций у специалиста художественно-эстетического профиля».
В 2005 году преподаватель кафедры Куриленкова Т.Н. награждена орденом «PALMES ACADÉMIQUES» (Академические Пальмы) декретом премьер-министра Франции.
В 2014 году заведующая кафедрой, доцент Шелягова Т.Г. награждена почётным знаком «Выдатнік адукацыі».
Отвечая на вызов времени, кафедра активно включилась в работу по созданию системы дистанционного обучения, которая позволяет изучать иностранные языки с использованием самых передовых технологий.
Одним из наиболее актуальных и перспективных направлений развития кафедры является также создание системы поэтапного и итогового контроля на различных уровнях обучения. На кафедре ведется серьезная научная работа в этом отношении, теоретические разработки находят экспериментальную проверку и внедряются в учебный процесс. Создаются пакеты тестов по различным языкам, различного уровня сложности, различных видов обучения (аудиторная работа, самостоятельная работа, дистанционное обучение).
С 2011 года коллективом кафедры ведётся активная разработка ЭОРД (с 2020 года ЭОР) по иностранным языкам. В состав ЭОР по английскому, немецкому и французскому языкам включаются учебно-методические пособия, контрольные упражнения и задания к ним, итоговые тесты, фонетический, грамматический справочники, а также словарь общенаучной лексики. Ведётся работа по своевременному обновлению и дополнению материалов, включённых в ЭОР по иностранным языкам, для студентов ФКП, ФРЭ, ФИБ, ВФ. В 2022 году электронный образовательный ресурс (ЭОР) по английскому языку для студентов I ступени высшего образования был опубликован в Системе электронного обучения БГУИР. На данном этапе ведется подготовка к размещению в Системе электронного обучения БГУИР электронного образовательного ресурса (ЭОР) по английскому языку для студентов II ступени высшего образования.
Большое внимание сегодня уделяется организации самостоятельной работы учащихся. В условиях когда самостоятельная работа по иностранному языку является управляемой, контроль качества её выполнения требует разработки новых подходов и средств. В этой связи, особую роль выполняет языковой портфель учащегося. В настоящее время на кафедре разрабатывается обучающий портфель (Language Learning Portfolio), который войдет в состав ЭОР.
Наряду с новейшими перспективными разработками кафедра продолжает совершенствовать традиционную систему обучения. Постоянно обновляется учебно-методическая база, широко применяются аудио- и видеоматериалы, используются актуальные и интересные тексты для различных видов чтения. Регулярно проводятся научно-методические семинары. В тематике семинаров отражается в практической реализации научная тема кафедры и самое пристальное внимание уделяется новейшим достижениям в области методики преподавания, лингвистики текста, психологии обучения иностранным языкам, тестирования.
Кафедра ежегодно проводит студенческие научные конференции, на которых студенты имеют возможность выступить с докладом на иностранном языке по любому научному направлению, которое их интересует. Интерес к участию в СНТК постоянно растёт. Так, в 2021-2022 учебном году на СНТК по иностранным языкам было сделано 67 докладов, лучшие из которых были отмечены грамотами и благодарностями.
В современной жизни владение иностранными языками считается одним из главных показателей востребованности молодого специалиста в своей области знаний. Отвечая на вызов времени, в 2007 году на базе кафедры иностранных языков N1 был создан Центр языковой подготовки, который предлагал платные образовательные услуги населению по изучению иностранных языков.
Основными задачами Центра являлись:
- организация обучения слушателей современным иностранным языкам;
- общение на иностранных языках и перевод научно-технической литературы;
- подготовка слушателей к сдаче кандидатского экзамена по иностранным языкам.
С 2009-2010 учебного года, в рамках Центра велось обучение английскому языку преподавателей университета с последующим использованием знаний английского языка в преподавании технических дисциплин.
В 2021 году Центр языковой подготовки был передан Институту информационных технологий (ИИТ) в рамках реализации программы дополнительного образования взрослых.
В 2020 году кафедра была переименована в Кафедру иностранных языков. В 2019-2020 кафедру возглавляла кандидат филологических наук, доцент Елена Владимировна Тарасова. С 2021 года - кафедру возглавляет кандидат филологических наук, доцент Анна Герардовна Клокова.
В качестве структурного подразделения кафедра иностранных языков относится к факультету компьютерного проектирования. В 2023-2024 учебном году в штате кафедры трудятся 4 доцента, 6 старших преподавателей, 8 преподавателей. Это взаимодополняющий сплав молодости и зрелости. Молодые преподаватели, опираясь на опыт и поддержку старших, совершенствуют свои методические, педагогические умения, стремятся к использованию всего нового, передового.