6 мая 2015 - Кузница кадров для БелАЭС: чему учат специалистов мирного атома
В Беларуси продолжается активная фаза воплощения в жизнь важного национального проекта - строительства атомной электростанции. Строительство этого объекта превращает белорусскую энергетику в самую перспективную область промышленности. Финишная прямая совсем не за горами. Первый блок АЭС должен быть введен в эксплуатацию в 2018 году, второй - в 2020-м.
По предварительным оценкам, каждый энергоблок будет обслуживать примерно тысяча профильных специалистов. Государство загодя позаботилось о создании своей школы в области мирного атома. Заведующий кафедрой электроники Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники (БГУИР) рассказал корреспонденту БЕЛТА, как готовят кадры для БелАЭС.
Учеба полным ходом
БГУИР подключился к реализации Государственной программы подготовки кадров для ядерной энергетики Республики Беларусь на 2008-2020 годы в 2008 году. В силу специфики учебному заведению поручили подготовку специалистов для белорусской атомной электростанции в области электроники и автоматики. Программа предусматривает ежегодный набор 30 человек для обучения по специализации "Электронные системы контроля и управления на атомных электростанциях" направления "Промышленная электроника", а с 2013 года на новую специальность "Электронные и информационно-управляющие системы физических установок". Однако, перед тем как принять на обучение студентов летом 2009 года, университет тщательно подготовил образовательную площадку.
Ранее БГУИР не имел значительного опыта подготовки специалистов для такой сферы. В середине 80-х годов выпускников вуза по информационному профилю охотно принимали на работу в Объединенный институт энергетических и ядерных исследований "Сосны" Национальной академии наук Беларуси. Сейчас же на университет была возложена задача готовить кадры в области электроники, автоматики и информационных технологий, которые, к тому же, были бы компетентны в вопросах физики реакторов и систем контроля и управления ядерных энергетических установок. Цикл дисциплин по специализации получился многопрофильный. В него входят "Ядерная физика и устройство ядерных энергетических реакторов", "Дозиметрия и защита от излучений", "Методы и устройства регистрации ионизирующих излучений", "Элементы и устройства систем контроля и управления ядерных энергетических установок", а также "Автоматизированные системы управления технологическими процессами АЭС". Преподавателей, которые смогли бы обеспечивать обучение по этим пяти дисциплинам, тогда в БГУИР тоже не было. Аналогичным образом ситуация обстояла со специализированными лабораториями и учебно-методическим обеспечением. Пришлось решать триединую задачу: подготовка преподавателей, учебно-исследовательских лабораторий и книг.
Университет изучил международный опыт в этом вопросе и выяснил, что в перечне специальностей и направлений подготовки университетов России есть очень близкая по профилю специальность "Электроника и автоматика физических установок" направления "Ядерная физика и технологии". БГУИР обратился за помощью к российским коллегам, что позволило в значительной степени приблизиться к решению поставленных задач.
Широкая география стажировок
Преподаватели БГУИР повышали свою квалификацию на стажировках и курсах в Национальном исследовательском ядерном университете "Московский инженерно-физический институт", Обнинском институте атомной энергетики, Томском политехническом университете, Уральском федеральном университете на кафедрах, которые являются выпускающими по специальности "Электроника и автоматика физических установок". Широта географии этих вузов обусловлена тем, что предприятия госкорпорации "Росатом" разбросаны по всей стране. На стажировках преподаватели знакомились с тем, как поставлен учебный процесс в России. Особенно их интересовали лабораторные практикумы.
Важным шагом для БГУИР стало налаживание партнерских отношений с промышленными предприятиями госкорпорации "Росатом", которые разрабатывают и производят электронное оборудование для систем контроля и управления действующих и строящихся российских атомных электростанций. В сотрудничестве с ними университет создал две свои учебные лаборатории. В учебном процессе задействовано реальное оборудование, которое используется на АЭС. Польза такого подхода очевидна. Во-первых, студенты на практике подтверждают основные теоретические положения, которые изучили на лекциях, а во-вторых, приобретают навыки работы с приборами и оборудованием, которые им предстоит обслуживать в своем ближайшем профессиональном будущем. Главное, что все это можно осуществить, не выходя за пределы кафедры электроники. К предприятиям, с которыми БГУИР довелось плодотворно поработать в этом направлении, относится, например, Всероссийский научно-исследовательский институт автоматики имени Н.Л. Духова. Там ведется разработка и производство технологических и программно-технических средств (ТПТС), предназначенных для работы в составе современных цифровых автоматизированных систем управления технологическими процессами на АЭС. Их задача состоит в том, чтобы управлять исполнительными механизмами и устройствами реакторного отделения или машинного зала и осуществлять обмен информацией между различными датчиками технологических процессов и блочным пунктом управления, где ее использует оперативный персонал атомной станции. На кафедре есть приборная автономная стойка ТПТС, с использованием которой студенты учатся создавать и исследовать системы автоматического регулирования и алгоритмы их функционирования, а также изучают программирование и конфигурирование микропроцессорных функциональных модулей, входящих в ее состав. Еще одна организация, в содружестве с которой университет создал лабораторию методов и средств радиационного контроля, - ОАО "Специализированный научно-исследовательский институт приборостроения" в Москве.
В тесном контакте с "Росатомом" и МАГАТЭ
Вопрос с учебно-методическими материалами БГУИР также решал в тесном контакте с российскими университетами и ведущими предприятиями "Росатома". За семь лет было приобретено около 800 экземпляров различных печатных изданий по тематике дисциплин специализации. Это учебники, учебные пособия, справочники, монографии. Кроме того, коллеги из России передали университету еще около десяти своих разработок. Также Всероссийский научно-исследовательский институт по эксплуатации атомных электростанций снабдил БГУИР научными материалами, стиль изложения которых доступен для студентов. Они используются при чтении дисциплины "Автоматизированные системы управления технологическими процессами атомной электростанции". Что касается собственных разработок учебно-методического характера, то за это время на кафедре электроники их было подготовлено пять, в том числе электронный учебно-методический комплекс.
Еще одно направление сотрудничества, которое позволило улучшить учебный процесс в вузе, - это помощь со стороны Международного агентства по атомной энергии. МАГАТЭ активно взаимодействует со всеми странами, которые только начинают осваивать ядерные технологии в мирных целях. По различным программам технической поддержки они финансируют поставки необходимого оборудования и программного обеспечения для организаций, связанных с освоением ядерных технологий, и университетов, занимающихся подготовкой высококвалифицированных кадров для обслуживания АЭС. Агентство обеспечило БГУИР компьютерной обучающей системой по технологии, политике и другим вопросам, связанным со строительством и эксплуатацией атомной станции.
Кроме того, коллеги из Московского инженерно-физического института по заказу МАГАТЭ разработали для университета замечательный аналитический тренажер, моделирующий процессы, происходящие в ядерной энергетической установке, оборудовании реакторного отделения и машинного зала. С помощью такого тренажера студенты изучают некоторые дисциплины, например, "Ядерную физику и устройство ядерных энергетических реакторов", а также отдельные разделы дисциплины "Автоматизированные системы управления технологическими процессами".
Приглашенные лекторы
Осваивать новые для университета дисциплины преподавателям и студентам помогают специалисты и ученые из российских вузов. В БГУИР побывали доцент, кандидат технических наук Уральского федерального университета Багаев Валерий Николаевич с дисциплиной "Методы и устройства регистрации ионизирующих излучений" и доктор технических наук, профессор заведующий кафедрой Томского политехнического университета Ливенцов Сергей Николаевич, прочитавший курс "Элементы и устройства систем контроля и управления ядерными энергетическими установками". Для обучения по дисциплине "Автоматизированные системы управления технологическими процессами атомных электростанций" был приглашен доцент, кандидат технических наук Национального исследовательского ядерного университета "Московский инженерно-физический институт" Выговский Сергей Борисович, который прочитал один из разделов этой дисциплины и провел несколько занятий на аналитическом тренажере.
Что касается контроля успеваемости студентов, то каких-то чрезвычайных мер университет не предпринимает. В БГУИР есть налаженная рейтинговая система обучения, согласно которой каждый студент аттестуется три раза в течение учебного семестра, а итоговая отметка выставляется на зачете или экзамене. Контролировать процесс глубже попросту нет необходимости. Ко всему прочему, не терять хорошую интеллектуальную форму ребятам помогает производственная практика вне БГУИР. Молодые люди проходят ее два раза за время обучения: после четвертого курса, а также перед написанием дипломного проекта.
Проверено на практике
Два года подряд студенты БГУИР практиковались на предприятиях госкорпорации "Росатом", связанных с разработкой и производством элементов автоматизированных систем управления технологическими процессами АЭС, а также на действующих атомных электростанциях в России. Университет направлял практикантов на Калининскую атомную электростанцию, поскольку там используется современная цифровая система управления, очень близкая к той, которая будет функционировать на Белорусской АЭС. В этом году планируется отправить несколько человек в Объединенный институт ядерных исследований в Дубну. Там в настоящее время силами ученых стран СНГ реализуется масштабный научный проект по созданию ускорительного комплекса NICA, аналога Большого адронного коллайдера в CERN. Подобная установка нужна для исследования взаимодействий между тяжелыми ионами, имеющими высокие энергии. В результате такого взаимодействия будут появляться частицы, характеристики которых необходимо регистрировать и впоследствии изучать. Сейчас идет работа по созданию детектора, способного собирать необходимые данные о параметрах частиц, траектории их движения, заряде, времени пролета. Задача сложная, поэтому к сотрудничеству приглашены многие, в том числе и БГУИР. Практиканты смогут принять непосредственное участие в разработке этого детектора.
Еще одним направлением подготовки выпускников является участие в работах по подготовке и организации учебного процесса на кафедре. К ним относится разработка совместно с преподавателями лабораторных стендов и подготовка учебно-методических материалов. Традиционно два-три студента старших курсов работают на кафедре в должности техника, приобретая навыки выполнения технических работ, связанных с разработкой, а также обеспечением функционирования лабораторных стендов и контрольно-измерительной аппаратуры.
Не только атомщики
Специалисты, обладающие прогрессивными техническими и технологическими знаниями, подготовленные с использованием многолетнего опыта российских вузов и учебно-исследовательских лабораторий, оборудованных современными контрольно-измерительными приборами, безусловно, будут востребованы на рынке труда. БГУИР готовит специалистов широкого профиля. Они обладают компетенцией в различных видах деятельности: от производственно-технологической, проектно-конструкторской до ремонтно-эксплуатационной и образовательной. Выпускники специальности "Электронные и информационно-управляющие системы физических установок" смогут найти себе работу не только на БелАЭС, но и в других организациях и предприятиях, деятельность которых связана с разработкой, производством и обслуживанием автоматизированных систем управления различными технологическими процессами, ядерным приборостроением. Среди них - НПУП "Атомтех", ООО "Полимастер", ОАО "Агат - системы управления", институты Национальной академии наук Беларуси, тепловые электростанции и проектные организации Министерства энергетики.
По предварительным оценкам, каждый энергоблок будет обслуживать примерно тысяча профильных специалистов. Государство загодя позаботилось о создании своей школы в области мирного атома. Заведующий кафедрой электроники Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники (БГУИР) рассказал корреспонденту БЕЛТА, как готовят кадры для БелАЭС.
Учеба полным ходом
БГУИР подключился к реализации Государственной программы подготовки кадров для ядерной энергетики Республики Беларусь на 2008-2020 годы в 2008 году. В силу специфики учебному заведению поручили подготовку специалистов для белорусской атомной электростанции в области электроники и автоматики. Программа предусматривает ежегодный набор 30 человек для обучения по специализации "Электронные системы контроля и управления на атомных электростанциях" направления "Промышленная электроника", а с 2013 года на новую специальность "Электронные и информационно-управляющие системы физических установок". Однако, перед тем как принять на обучение студентов летом 2009 года, университет тщательно подготовил образовательную площадку.
Ранее БГУИР не имел значительного опыта подготовки специалистов для такой сферы. В середине 80-х годов выпускников вуза по информационному профилю охотно принимали на работу в Объединенный институт энергетических и ядерных исследований "Сосны" Национальной академии наук Беларуси. Сейчас же на университет была возложена задача готовить кадры в области электроники, автоматики и информационных технологий, которые, к тому же, были бы компетентны в вопросах физики реакторов и систем контроля и управления ядерных энергетических установок. Цикл дисциплин по специализации получился многопрофильный. В него входят "Ядерная физика и устройство ядерных энергетических реакторов", "Дозиметрия и защита от излучений", "Методы и устройства регистрации ионизирующих излучений", "Элементы и устройства систем контроля и управления ядерных энергетических установок", а также "Автоматизированные системы управления технологическими процессами АЭС". Преподавателей, которые смогли бы обеспечивать обучение по этим пяти дисциплинам, тогда в БГУИР тоже не было. Аналогичным образом ситуация обстояла со специализированными лабораториями и учебно-методическим обеспечением. Пришлось решать триединую задачу: подготовка преподавателей, учебно-исследовательских лабораторий и книг.
Университет изучил международный опыт в этом вопросе и выяснил, что в перечне специальностей и направлений подготовки университетов России есть очень близкая по профилю специальность "Электроника и автоматика физических установок" направления "Ядерная физика и технологии". БГУИР обратился за помощью к российским коллегам, что позволило в значительной степени приблизиться к решению поставленных задач.
Широкая география стажировок
Преподаватели БГУИР повышали свою квалификацию на стажировках и курсах в Национальном исследовательском ядерном университете "Московский инженерно-физический институт", Обнинском институте атомной энергетики, Томском политехническом университете, Уральском федеральном университете на кафедрах, которые являются выпускающими по специальности "Электроника и автоматика физических установок". Широта географии этих вузов обусловлена тем, что предприятия госкорпорации "Росатом" разбросаны по всей стране. На стажировках преподаватели знакомились с тем, как поставлен учебный процесс в России. Особенно их интересовали лабораторные практикумы.
Важным шагом для БГУИР стало налаживание партнерских отношений с промышленными предприятиями госкорпорации "Росатом", которые разрабатывают и производят электронное оборудование для систем контроля и управления действующих и строящихся российских атомных электростанций. В сотрудничестве с ними университет создал две свои учебные лаборатории. В учебном процессе задействовано реальное оборудование, которое используется на АЭС. Польза такого подхода очевидна. Во-первых, студенты на практике подтверждают основные теоретические положения, которые изучили на лекциях, а во-вторых, приобретают навыки работы с приборами и оборудованием, которые им предстоит обслуживать в своем ближайшем профессиональном будущем. Главное, что все это можно осуществить, не выходя за пределы кафедры электроники. К предприятиям, с которыми БГУИР довелось плодотворно поработать в этом направлении, относится, например, Всероссийский научно-исследовательский институт автоматики имени Н.Л. Духова. Там ведется разработка и производство технологических и программно-технических средств (ТПТС), предназначенных для работы в составе современных цифровых автоматизированных систем управления технологическими процессами на АЭС. Их задача состоит в том, чтобы управлять исполнительными механизмами и устройствами реакторного отделения или машинного зала и осуществлять обмен информацией между различными датчиками технологических процессов и блочным пунктом управления, где ее использует оперативный персонал атомной станции. На кафедре есть приборная автономная стойка ТПТС, с использованием которой студенты учатся создавать и исследовать системы автоматического регулирования и алгоритмы их функционирования, а также изучают программирование и конфигурирование микропроцессорных функциональных модулей, входящих в ее состав. Еще одна организация, в содружестве с которой университет создал лабораторию методов и средств радиационного контроля, - ОАО "Специализированный научно-исследовательский институт приборостроения" в Москве.
В тесном контакте с "Росатомом" и МАГАТЭ
Вопрос с учебно-методическими материалами БГУИР также решал в тесном контакте с российскими университетами и ведущими предприятиями "Росатома". За семь лет было приобретено около 800 экземпляров различных печатных изданий по тематике дисциплин специализации. Это учебники, учебные пособия, справочники, монографии. Кроме того, коллеги из России передали университету еще около десяти своих разработок. Также Всероссийский научно-исследовательский институт по эксплуатации атомных электростанций снабдил БГУИР научными материалами, стиль изложения которых доступен для студентов. Они используются при чтении дисциплины "Автоматизированные системы управления технологическими процессами атомной электростанции". Что касается собственных разработок учебно-методического характера, то за это время на кафедре электроники их было подготовлено пять, в том числе электронный учебно-методический комплекс.
Еще одно направление сотрудничества, которое позволило улучшить учебный процесс в вузе, - это помощь со стороны Международного агентства по атомной энергии. МАГАТЭ активно взаимодействует со всеми странами, которые только начинают осваивать ядерные технологии в мирных целях. По различным программам технической поддержки они финансируют поставки необходимого оборудования и программного обеспечения для организаций, связанных с освоением ядерных технологий, и университетов, занимающихся подготовкой высококвалифицированных кадров для обслуживания АЭС. Агентство обеспечило БГУИР компьютерной обучающей системой по технологии, политике и другим вопросам, связанным со строительством и эксплуатацией атомной станции.
Кроме того, коллеги из Московского инженерно-физического института по заказу МАГАТЭ разработали для университета замечательный аналитический тренажер, моделирующий процессы, происходящие в ядерной энергетической установке, оборудовании реакторного отделения и машинного зала. С помощью такого тренажера студенты изучают некоторые дисциплины, например, "Ядерную физику и устройство ядерных энергетических реакторов", а также отдельные разделы дисциплины "Автоматизированные системы управления технологическими процессами".
Приглашенные лекторы
Осваивать новые для университета дисциплины преподавателям и студентам помогают специалисты и ученые из российских вузов. В БГУИР побывали доцент, кандидат технических наук Уральского федерального университета Багаев Валерий Николаевич с дисциплиной "Методы и устройства регистрации ионизирующих излучений" и доктор технических наук, профессор заведующий кафедрой Томского политехнического университета Ливенцов Сергей Николаевич, прочитавший курс "Элементы и устройства систем контроля и управления ядерными энергетическими установками". Для обучения по дисциплине "Автоматизированные системы управления технологическими процессами атомных электростанций" был приглашен доцент, кандидат технических наук Национального исследовательского ядерного университета "Московский инженерно-физический институт" Выговский Сергей Борисович, который прочитал один из разделов этой дисциплины и провел несколько занятий на аналитическом тренажере.
Что касается контроля успеваемости студентов, то каких-то чрезвычайных мер университет не предпринимает. В БГУИР есть налаженная рейтинговая система обучения, согласно которой каждый студент аттестуется три раза в течение учебного семестра, а итоговая отметка выставляется на зачете или экзамене. Контролировать процесс глубже попросту нет необходимости. Ко всему прочему, не терять хорошую интеллектуальную форму ребятам помогает производственная практика вне БГУИР. Молодые люди проходят ее два раза за время обучения: после четвертого курса, а также перед написанием дипломного проекта.
Проверено на практике
Два года подряд студенты БГУИР практиковались на предприятиях госкорпорации "Росатом", связанных с разработкой и производством элементов автоматизированных систем управления технологическими процессами АЭС, а также на действующих атомных электростанциях в России. Университет направлял практикантов на Калининскую атомную электростанцию, поскольку там используется современная цифровая система управления, очень близкая к той, которая будет функционировать на Белорусской АЭС. В этом году планируется отправить несколько человек в Объединенный институт ядерных исследований в Дубну. Там в настоящее время силами ученых стран СНГ реализуется масштабный научный проект по созданию ускорительного комплекса NICA, аналога Большого адронного коллайдера в CERN. Подобная установка нужна для исследования взаимодействий между тяжелыми ионами, имеющими высокие энергии. В результате такого взаимодействия будут появляться частицы, характеристики которых необходимо регистрировать и впоследствии изучать. Сейчас идет работа по созданию детектора, способного собирать необходимые данные о параметрах частиц, траектории их движения, заряде, времени пролета. Задача сложная, поэтому к сотрудничеству приглашены многие, в том числе и БГУИР. Практиканты смогут принять непосредственное участие в разработке этого детектора.
Еще одним направлением подготовки выпускников является участие в работах по подготовке и организации учебного процесса на кафедре. К ним относится разработка совместно с преподавателями лабораторных стендов и подготовка учебно-методических материалов. Традиционно два-три студента старших курсов работают на кафедре в должности техника, приобретая навыки выполнения технических работ, связанных с разработкой, а также обеспечением функционирования лабораторных стендов и контрольно-измерительной аппаратуры.
Не только атомщики
Специалисты, обладающие прогрессивными техническими и технологическими знаниями, подготовленные с использованием многолетнего опыта российских вузов и учебно-исследовательских лабораторий, оборудованных современными контрольно-измерительными приборами, безусловно, будут востребованы на рынке труда. БГУИР готовит специалистов широкого профиля. Они обладают компетенцией в различных видах деятельности: от производственно-технологической, проектно-конструкторской до ремонтно-эксплуатационной и образовательной. Выпускники специальности "Электронные и информационно-управляющие системы физических установок" смогут найти себе работу не только на БелАЭС, но и в других организациях и предприятиях, деятельность которых связана с разработкой, производством и обслуживанием автоматизированных систем управления различными технологическими процессами, ядерным приборостроением. Среди них - НПУП "Атомтех", ООО "Полимастер", ОАО "Агат - системы управления", институты Национальной академии наук Беларуси, тепловые электростанции и проектные организации Министерства энергетики.
Елизавета БЕЦКО
БЕЛТА
БЕЛТА